Чтобы разработать программу по формированию доброжелательного отношения дошкольников к сверстникам, можно руководствоваться следующими принципами:
Безоценочность. 3 Любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. 3 Поэтому в программе рекомендуется минимизировать речевые обращения и перейти к непосредственному общению. 3
Отказ от реальных предметов и игрушек. 3 Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения. 3
Учить замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. 3
Создавать возможности для самовыражения. 3 Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения. 3
Повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника. 3
Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение. 3
Использовать различные формы работы: 2 игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций. 2
Примеры тем для программы по формированию доброжелательного отношения дошкольников к сверстникам:
«Общение без слов». 3 Отказ от речевых способов общения и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации. 3
«Внимание к другому». 3 Отвлечь детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. 3
«Согласованность действий». 3 Научить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. 3
«Общие переживания». 3 Предполагает переживание общих эмоций (как положительных, так и отрицательных). 3
«Взаимопомощь в игре». 3 Учить оказывать друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. 3
«Добрые слова и пожелания». 3 Вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчёркивание достоинств другого и др.). 3