Социальные и профессиональные различия могут влиять на коммуникацию, создавая коммуникативные барьеры. 15
Некоторые из таких барьеров:
- Субъективная интерпретация смысла информации. 3 Сообщения проходят сквозь личный опыт партнёра по общению, его образование, происхождение, знания, склонности, предубеждения, надежды, страхи, симпатии и антипатии, желания и ожидания. 3 В итоге человек слышит не то, что сказали, а то, что, как ему кажется, было сказано. 3
- Стилистический барьер. 3 Он возникает, когда стиль речи коммуникатора не соответствует ситуации общения или психологическому состоянию партнёра. 3 Например, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально-деловой стиль речи — в ситуации доверительной беседы. 3
- Логический барьер. 13 Он появляется, когда логика рассуждения, которую предлагает коммуникатор, кажется неверной партнёру по общению, противоречит манере доказательств, к которой он привык, или является слишком сложной для него. 13
Коммуникативные барьеры делают больше психологическую дистанцию между партнёрами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения. 3