Чтобы различить намеренные и случайные недопонимания в коммуникации, можно обратить внимание на некоторые факторы, которые приводят к таким ситуациям:
- Семантическая проблема. psy-expert.ru Возникает, когда слова и символы имеют разные значения для разных людей. psy-expert.ru Например, в рекламе говорится: «Мы продаём за меньшее». psy-expert.ru Это неоднозначно и поднимает вопрос: «Меньше чем что?». psy-expert.ru
- Неверное выражение сообщения. psy-expert.ru Не может передать точное значение получателю. psy-expert.ru Это происходит из-за отсутствия ясности, использования неопределённых терминов, плохо выраженной информации, неправильной организации идей и т. д.. psy-expert.ru
- Информационная перегрузка. psy-expert.ru Ситуация, когда человеку дают слишком много информации за раз, из-за чего он может потерять нить разговора. psy-expert.ru
- Различия в статусе. psy-expert.ru Например, между владельцем бизнеса и простым подчинённым. psy-expert.ru Проблемы и интересы подчинённых не всегда заботят руководителей. psy-expert.ru
- Различие этических установок. spravochnick.ru Например, стратегии речевой манипуляции, применяемые одним из коммуникантов, а также язык вражды и речевая агрессия. spravochnick.ru
Также стоит учитывать, что коммуникативная неудача непреднамеренна: случаи намеренного, провокационного речевого поведения, целью которого является создание ситуации непонимания, не могут интерпретироваться как коммуникативные неудачи в общении. spravochnick.ru