Чтобы различить намеренные и случайные недопонимания в коммуникации, можно обратить внимание на некоторые факторы, которые приводят к таким ситуациям:
- Семантическая проблема. 1 Возникает, когда слова и символы имеют разные значения для разных людей. 1 Например, в рекламе говорится: «Мы продаём за меньшее». 1 Это неоднозначно и поднимает вопрос: «Меньше чем что?». 1
- Неверное выражение сообщения. 1 Не может передать точное значение получателю. 1 Это происходит из-за отсутствия ясности, использования неопределённых терминов, плохо выраженной информации, неправильной организации идей и т. д.. 1
- Информационная перегрузка. 1 Ситуация, когда человеку дают слишком много информации за раз, из-за чего он может потерять нить разговора. 1
- Различия в статусе. 1 Например, между владельцем бизнеса и простым подчинённым. 1 Проблемы и интересы подчинённых не всегда заботят руководителей. 1
- Различие этических установок. 3 Например, стратегии речевой манипуляции, применяемые одним из коммуникантов, а также язык вражды и речевая агрессия. 3
Также стоит учитывать, что коммуникативная неудача непреднамеренна: случаи намеренного, провокационного речевого поведения, целью которого является создание ситуации непонимания, не могут интерпретироваться как коммуникативные неудачи в общении. 3