Чтобы различать объяснение и оправдание в коммуникации, нужно обратить внимание на внутреннее отношение к тому, что транслируется. 4
Оправдание — это эмоциональная реакция, в основе которой — стыд и страх последствий, а также попытка перенести ответственность на других людей или обстоятельства. 1 Например: «Меня вынудили, так сложились обстоятельства, опоздал — пробки на дороге, мне помешали, был плохой день, я поддался уговорам… я не виноват…». 1
Объяснение — это чёткое изложение информации, задача которого сделать понятным для собеседника действия, поступки, мысли, чувства. 1 Цель объяснения — не получить прощение или избежать наказания/критики, а пояснить, почему было сделано так, а не иначе. 1 Например: «В отчёте я использовал эти данные, потому что…» — и далее объяснить свою точку зрения. 1
Также для исключения разности восприятия важно свериться с другим человеком и уточнять единое восприятие и понимание. 4