Опосредование в высших психических процессах работает благодаря способности к символической деятельности и действиям с символами и знаками. 1
Все возможные опознавательные признаки явлений (слово, образ, число и т. п.) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. 1
Пример работы опосредования: человеку нужно что-то запомнить, и он, не полагаясь на собственную память, ставит на руке крестик, клеит бумажку на ноутбук или завязывает «узелок на память». 2 Необходимость что-то запомнить, принять решение приводит к оперированию знаками, символами: узелок должен позже напомнить о том, что нужно сделать. 2
Ещё один пример: в эксперименте детям нужно было поднимать правую руку, когда показывали карандаш, и левую, когда показывали часы. 3 Рядом положили лист бумаги, который ассоциировался с карандашом, и термометр, который ассоциировался с часами. 3 Когда экспериментатор показывал карандаш, ребёнок смотрел на лист бумаги и поднимал правую руку. 3 Лист бумаги — это вспомогательное средство, которое выстраивает осознанную реакцию выбора. 3
Таким образом, психическое развитие рассматривается как изменение структуры процесса за счёт включения в неё знака (символа), что ведёт к изменению натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредованные. 3