Психологическое развитие детей влияет на длительность их дружбы следующим образом:
- В дошкольном возрасте (3–7 лет) построение дружеских отношений основывается на эгоцентризме: ребёнок не способен различать разные точки зрения и разграничивать собственное мнение и мнение партнёра. 1
- В возрасте от 5 до 9 лет происходит децентрация: ребёнок начинает разграничивать личные интересы и позицию, отделяя их от позиции и интересов сверстника. 1 В этом случае отношения не эквивалентны: ребёнок ожидает помощи и поддержки от сверстника, но ещё не готов к равноценному обмену. 1
- На конкретно-операциональной стадии развития интеллекта (7–12 лет) дружба воспринимается как взаимовыгодная кооперация, но полное равновесие в отношениях всё ещё отсутствует: ребёнок ожидает, что его личные интересы будут иметь решающее значение. 1
- На стадии формально-логического интеллекта (11–15 лет) происходит трансформация дружеских отношений: подросток склонен рассматривать отношения с позиции стороннего наблюдателя, он становится способен выделять общие интересы, видеть в них нечто особенное, придерживаться взаимности в отношениях. 1
Также на длительность дружбы могут влиять личностные качества детей, различные их навыки и умения, а также уровень общения и взаимоотношений в группе. 2