Способности человека проявляются и развиваются с помощью определённых предпосылок — задатков. 1 Это природная основа, психофизиологические особенности, от которых зависят особенности формирования и развития навыков. 1 Например, человек с задатками тонкого музыкального слуха может стать отличным музыкантом, а с задатками к цветопередаче — художником. 1
Различают общие и специальные способности: 3
- Общие способности (наблюдательность, зрительная и эмоциональная память, воображение и др.) помогают достичь успеха в самых разных занятиях. 3
- Специальные способности (математические, художественные, музыкальные, литературные, спортивные и др.) помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности. 3
Развитие способностей — это сложный динамический процесс, который состоит из двух этапов: 1
- На первом этапе (воспроизводящем) человек учится приёмам, определённой технике, выполняет движения за учителем, то есть повторяет нужный процесс, обучается необходимым действиям. 1
- На втором этапе развития подключается творческая деятельность. 1 Проходя первый воспроизводящий этап, люди отходят от стандартного выполнения, изменяют тактику, приёмы, придумывают новую технику, становятся новаторами в своём деле. 1
Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. 3