Диалогичность в отношениях между воспитателем и воспитанником проявляется в следующих аспектах:
- Равенство позиций. 2 В диалогическом общении воспитатель и воспитанник находятся на равных, что означает признание активной роли воспитанника в процессе воспитания. 2
- Взаимность воздействия. 2 Позиции участников диалога заключаются во взаимном воздействии, где каждый влияет на другого. 2
- Взаимное проникновение в мир чувств и переживаний. 2 Участники диалога проникают в эмоциональное состояние друг друга, что придаёт отношениям специфическую чувственную окраску. 2
- Обмен ценностями, идеями и смыслами. 1 В диалоге воспитанник не только приобретает опыт, накопленный человечеством, но и формирует собственную систему взглядов и убеждений. 1
- Использование различных методов диалога. 1 К ним относятся беседа, создание воспитывающих ситуаций, дискуссия, диспут и другие. 1
Диалог помогает раскрыть творческий потенциал ребёнка, установить между ним и педагогом доверительные отношения, что в конечном итоге способствует личностному росту воспитанника. 5