Противоречия между воспитателем и воспитанником могут влиять на эффективность воспитательного процесса как положительно, так и отрицательно.
С одной стороны, противоречия могут выступать движущей силой воспитания, так как, преодолевая их, личность поднимается в своём развитии и приобретает новое качество. 24 Например, противоречия между имеющимся у человека уровнем развития и постоянно появляющимися новыми, более высокими, требованиями к нему вдохновляют человека энергично пополнять свои знания, расширять опыт, получать определённые навыки, усваивать нормы и правила поведения в обществе. 3
С другой стороны, негативные отношения воспитателя и воспитанника, противопоставление сил и позиций, конфронтация могут отрицательно влиять на эффективность воспитательного процесса. 5 Например, неспособность педагога удовлетворить ожидания ребёнка и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому педагогу, к его работе, приводить к острым конфликтам. 1
Таким образом, для достижения положительных результатов воспитательного процесса необходимо целостное согласие внешних и внутренних противоречий в сознании личности. 3 В связи с этим воспитатель должен заниматься всесторонним изучением личности воспитанника, умело проектировать различные возможности становления и превращать их в конкретные воспитательные задачи. 3