При рефлексивном консультировании взаимодействие консультанта с клиентом происходит через метод прогрессивной рефлексии, который направлен на саморазвитие как клиента, так и психолога. cyberleninka.ru
Некоторые приёмы, которые используются в процессе взаимодействия:
- Рефлексивное слушание. cyberleninka.ru Консультант активно слушает клиента, анализирует его заботы, затруднения, чувства, расшифровывает смыслы его сообщений и выявляет их реальное значение. psy.1sept.ru
- Выяснение. psy.1sept.ru Консультант обращается к говорящему за уточнением. psy.1sept.ru
- Перефразирование. psy.1sept.ru Консультант выражает мысль клиента или его чувства другими словами, как бы уточняя смысл сказанного и степень своего понимания. psy.1sept.ru
- Отражение чувств. psy.1sept.ru psyjournals.ru Консультант реагирует не на смысл произнесённых слов в репликах клиента, а на эмоциональный смысл его высказывания и вербализует переживания клиента. psyjournals.ru
- Обратная связь. psy.1sept.ru Даёт возможность клиенту понять, как его воспринимает консультант, а также окружающие. psy.1sept.ru
- Управляемая децентрация. cyberleninka.ru Консультант фиксирует проблемную ситуацию, в которой клиент должен осуществить свой выбор и принять на себя ответственность. cyberleninka.ru
В рамках рефлексивного консультирования психолог и клиент создают множество форм фиксации проблемы, выбирая ту, с которой предполагают работать. cyberleninka.ru