Развитие воли у детей в дошкольном возрасте происходит в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников. 2 У ребёнка формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. 2
Некоторые аспекты развития воли у дошкольников:
- Формирование целенаправленности. 2 Ребёнок начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. 2 Возможность удерживать и достигать цель зависит от трудности задания и длительности его выполнения. 2
- Изменение мотивов поведения. 2 Появляется определённая направленность, на первый план выдвигаются наиболее важные для ребёнка мотивы. 2 Это ведёт к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами. 2
- Влияние игр. 12 Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребёнку осознавать, контролировать и оценивать свои действия (развивается самоконтроль). 2
- Влияние успехов и неудач. 2 В 3–4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребёнка. 2 Для средних дошкольников неудачи влияют на деятельность отрицательно, а успех всегда влияет положительно. 2 Для детей 5–7 лет успех стимулирует преодоление трудностей. 2
- Влияние совместной работы в коллективе. 13 Ребёнок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. 3
- Влияние нравственного воспитания. 15 Важно донести до ребёнка, ради каких целей совершается волевое действие. 1
Воля не является врождённым навыком, она формируется в процессе деятельности, общения и совместной игры. 4