Некоторые подходы к изучению развития психики человека в контексте отечественных психологических исследований:
- Л. С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. 1 В стабильных возрастах развитие происходит медленно, эволюционно, а в критические периоды, наоборот, стремительно. 1 Выготский создал законы психического развития ребёнка, среди которых: закон сложной организации развития во времени, закон метаморфозы, закон неравномерности детского развития и закон формирования высших психических функций. 1
- Б. Г. Ананьев рассматривал развитие как целостное системное образование, где в качестве механизма целостности выступают корреляционные связи. 2 С точки зрения учёного, психическое развитие — результат влияния как внешних, так и внутренних факторов: наследственность, среда, деятельность. 2 Ананьев подчеркнул необходимость выделения трёх основных, первичных социальных видов деятельности на всех этапах онтогенеза: общение, познание, труд. 2
- А. Н. Леонтьев считал, что каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. 3 Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённой стадии развития. 3
Также в отечественной психологии развития выделяют ряд особенностей процесса развития, среди которых: тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования, необратимость развития, обязательное сочетание элементов прогресса и регресса, неравномерность развития и другие. 5