Развитие наглядно-образного мышления происходит постепенно, по мере того как человек набирает достаточно практического опыта действий или задумывается о том, как можно изменить ситуацию, представляя при этом в уме, что нужно предпринять и что получится в результате. 3
Некоторые этапы развития наглядно-образного мышления:
- Формирование топологической структуры. 2 Ребёнок может разделить картинки на две группы: в одну сложить изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую — незамкнутых (спирали, подковы и т. п.). 2
- Развитие проективной структуры. 2 Например, если попросить ребёнка оградить домик столбиками, то до четырёх лет он сделает это в виде волнистой траектории. 2 Со временем дети начинают выстраивать столбики по прямой линии. 2
- Формирование порядковой структуры. 2 Ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. 2 Эта структура позволяет обучать элементарным математическим представлениям. 2
Наглядно-образное мышление тесно связано с речевой деятельностью. 1 Развитие речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений. 1
Некоторые способы развития наглядно-образного мышления:
- Сюжетно-ролевые игры. 1 В них дети учатся действовать с предметами-заместителями, развивается творчество и воображение, что напрямую связано с развитием наглядно-образного мышления. 1
- Рисование. 23 Оно может осуществляться по памяти или с натуры. 2 Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. 2
- Работа с материалом. 2 Например, лепка может происходить как с натуры, так и под влиянием воображения. 2
- Конструирование. 3 Но конструирование не по заданному образцу, а на основании словесной инструкции взрослого или путём воплощения задуманной самим ребёнком идеи. 3