Психическое развитие ребёнка в период новорождённости характеризуется следующими особенностями:
Малыш беспомощен биологически и социально. 4 В первые недели жизни ребёнок плохо видит и слышит, хаотично двигается. 4 Удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. 4
Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) нераздельно слиты. 1 Ребёнок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери. 1 Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. 4
Зрительные и слуховые функции у новорождённых довольно примитивны, но быстро совершенствуются. 1 На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребёнок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. 1
Коммуникация ребёнка со взрослыми происходит посредством голосовых реакций. 3 Это ещё не язык, но уже важные эмоциональные реакции. 3
К концу первого года жизни речь младенца становится более осмысленной, реакции на разные ситуации отличаются. 3 Это уже не беспрерывный плач новорождённого, а просьба или протест, жалоба или проявление радости, сигнал к действию или привлечение внимания. 3