Переход от дооперациональной стадии к стадии конкретных операций в интеллектуальном развитии происходит следующим образом: 24
- На дооперациональной стадии ребёнок постепенно формирует свой «внутренний план» и начинает использовать предметы в качестве символов. 3 Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично, он не понимает, что у кого-то может быть другая точка зрения. 3
- На стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет) ошибки, которые ребёнок допускал на дооперациональной стадии, исправляются. 24 Однако они исправляются по-разному и не все сразу. 2
- Ребёнок начинает использовать логическое мышление в некоторых ситуациях, но не всегда. 3 Он может сложить в уме несуществующие предметы и числа, объединить предметы по видам и классам. 3
- Важным достижением этого периода является овладение понятием обратимости, то есть ребёнок начинает понимать, что последствия одной операции могут быть аннулированы при помощи совершения обратной операции. 4
Следует учитывать, что развитие каждого ребёнка происходит индивидуально, и невозможно перескочить какую-то стадию или ускорить её прохождение. 3