Формирование произвольного поведения в старшем дошкольном возрасте происходит через осознание собственных действий и поступков. 3 Дети учатся контролировать свои желания, регулировать поведение, ограничивать себя в чрезмерной активности. 3
Некоторые процессы, которые способствуют формированию произвольного поведения:
- Использование игр с правилами. 13 В игре дети находятся в интересной совместной деятельности, им естественно подчиняться игровым правилам. 3 Сначала они следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением. 3
- Систематические указания и требования взрослых. 4 Взрослые ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные, но посильные препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. 4
- Организация жизни детей во времени. 2 В ходе разговоров с детьми следует обращать их внимание на то, что было вчера, сегодня утром, что будет вечером. 2 Цель таких разговоров — подвести к мысли, что жизнь — не случайный набор разрозненных эпизодов, а связный процесс взаимообусловленных событий, которые они сами планируют. 2
- Развитие речи. 13 Для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребёнка, ведь именно речь способствует саморегуляции действий ребёнка. 13
К концу дошкольного возраста у детей складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми. 5