Формирование нового поведения с точки зрения бихевиоризма происходит по схеме «стимул — реакция». 3 Даже самое сложное поведение можно разбить на простые связи между стимулом и реакцией. 1
Сложные навыки формируются путём постепенного подкрепления всё более близких к желаемому поведению действий. 1 Например, при обучении ребёнка говорить родители сначала поощряют любые звуки, затем только похожие на слова, и наконец, правильно произнесённые слова. 1
Также в формировании поведения важную роль играют подкрепление и наказание. 1 Положительное подкрепление — добавление приятного стимула для усиления желаемого поведения. 1 Отрицательное подкрепление — удаление неприятного стимула для усиления желаемого поведения. 1 Положительное наказание — добавление неприятного стимула для ослабления нежелательного поведения. 1 Отрицательное наказание — удаление приятного стимула для ослабления нежелательного поведения. 1
Если многократно повторять стимулы, провоцируя отклики на них, сценарии реагирования закрепляются и доводятся до автоматизма. 5