Формирование личности через приобретение психических новообразований в процессе обучения происходит благодаря участию в учебной деятельности. 13 В ходе обучения качественно изменяются и перестраиваются все сферы развития ребёнка. 3
Некоторые примеры того, как это происходит:
- Развитие мышления. 3 Основное направление — переход от образного к словесно-логическому. 3
- Формирование произвольности. 14 Ребёнок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи. 1 Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. 1
- Развитие рефлексии. 1 Учитель требует от ребёнка не только решения задачи, но и обоснования её правильности. 1 Это формирует способность осознавать, отдавать себе отчёт в том, что он делает, что сделал. 1
- Формирование внутреннего плана действий. 1 К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя — в умственном плане. 1
- Развитие внимания. 34 Направление развития — от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. 34
- Изменение восприятия. 13 Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. 3
- Развитие памяти. 13 Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приёмы логической обработки материала. 34
В процессе обучения ребёнок овладевает своим поведением, более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции. 4
Таким образом, в процессе обучения происходит развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач. 2