Поведенческий анализ, или прикладной анализ поведения (АВА), применяется в работе с людьми, имеющими особые потребности, в частности с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). 23
Некоторые аспекты применения АВА-терапии:
- Формирование социально значимых навыков. 1 Это коммуникативные навыки, речевые, навыки самостоятельности и самообслуживания, безопасности и другие. 1
- Закрепление и развитие комплексных навыков. 1 Например, академических, социальных, навыков досуга и трудовой занятости. 1
- Коррекция поведенческих проблем, мешающих развитию и социализации. 1 К ним относятся агрессия, аутоагрессия, разрушительное поведение и другие. 1
Некоторые методы, которые используются в рамках АВА-терапии:
- Шейпинг. 1 Постепенное выстраивание определённого навыка, например, взгляда глаза в глаза. 1
- Формирование поведенческих цепочек. 1 Обучение чёткому алгоритму действий. 1
- Обучение дискретными пробами. 1 Структурированная проработка реакций ребёнка на различные сигналы и словесные инструкции. 1
- Спонтанное обучение. 1 Формирование коммуникативных реакций как в обычной повседневной реальности (например, в игре), так и на занятиях. 1
- Тренинг функциональной коммуникации. 1 Замена нежелательного поведения на эффективную коммуникацию. 1
Программа АВА строится индивидуально для каждого ребёнка и не подлежит использованию в работе с другими детьми. 5 При этом важно понимать, что результаты могут сильно варьироваться от ребёнка к ребёнку: кому-то АВА помогает очень хорошо, кому-то — лишь частично, а кому-то может почти не подойти. 2