Порядок рождения детей может влиять на их социальные навыки. 15 Некоторые закономерности:
- Первенцы более ориентированы на общение со взрослыми, склонны к директивности в общении. 1 Под влиянием родителей у них формируется убеждение, что они должны добиться успеха. 2 Акцент на достижение успехов обусловливает первенцам лучшую социальную адаптацию и реализацию социальных навыков. 2
- Вторые дети, как правило, имеют развитые коммуникативные навыки, они более дружелюбны и менее агрессивны, легко находят общий язык со сверстниками, легче адаптируются в детском саду и школе. 2
- Средние дети обладают хорошо развитыми социальными навыками. 2 Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сёстрами, наделёнными разными характерами. 2
- Младшие дети проявляют наибольшую компетентность в кооперации со сверстниками, сотрудничестве и налаживании отношений, у них много друзей, в группе сверстников они считаются наиболее популярными. 1
Однако стоит учитывать, что на развитие ребёнка влияют и другие факторы, например, личностные различия, стили воспитания, отношения родителей друг с другом и даже порядок рождения самих родителей. 3