Педагогическая запущенность может способствовать формированию девиантного поведения подростков. 14 Некоторые механизмы этого влияния:
- Задержка развития правильного поведения. 2 Неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастает в нежелание считаться с общественными нормами. 2
- Снижение учебной мотивации. 4 Подросток может начать искать другие сообщества, где он мог бы компенсировать личностные неудачи, например, тяготеть к участию в спортивных, музыкальных или неформальных группах. 3
- Отчуждение от школы. 3 Оно может происходить из-за нетактичности, раздражительности педагогов, равнодушия учителей, которые не знают о причинах и формах проявления педагогической запущенности. 3
- Неразвитость Я-концепции. 1 У запущенного ребёнка наблюдается неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии. 1 Попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми. 1
Педагогическая запущенность вызвана педагогическими и психологическими причинами и устраняется при помощи психолого-педагогической коррекции. 2