Чтобы отличить психологическую проблему от обычной жалобы в практике, нужно обратить внимание на следующие признаки:
- Жалоба — это неудовлетворение чем-либо, то, что беспокоит человека. 1 В беседе с терапевтом жалобы нередко звучат как эмоциональные и яркие высказывания. 1 Пример жалобы: «Мне страшно знакомиться с новыми людьми, я нервничаю и не могу произнести ни слова». 1
- Проблема — это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. 2 Проблема не позволяет удовлетворить сильное стремление, и клиент не видит возможности достижения желаемого. 1 Пример проблемы: «В моей профессиональной сфере важен нетворкинг, а я не могу начать диалог и рассказать о себе». 1
Также для отличия можно спросить у клиента, какую помощь он хотел бы получить в результате психологической работы. 12 Запрос описывает именно ту помощь, которую хотел бы получить клиент. 2 При хорошей работе запрос может звучать как реалистичная цель, которой хотел бы достичь клиент в результате работы. 2