Чтобы отличить деловое общение от манипулятивного, можно обратить внимание на следующие признаки:
- Цель общения. companies.rbc.ru Деловое общение часто направлено на обмен идеями, поиск компромиссов, поддержание отношений. companies.rbc.ru Манипулятивное общение предполагает скрытое воздействие с целью подчинить намерение человека интересам манипулятора. companies.rbc.ru
- Давление на эмоции. companies.rbc.ru Манипуляторы играют на чувствах своей жертвы, стараются вызвать вину или стыд, делают акцент на жалости. companies.rbc.ru
- Ложная срочность. companies.rbc.ru Манипулятор создаёт иллюзию, что нужно решить что-то прямо сейчас, иначе всё пропало. companies.rbc.ru
- Двусмысленные комплименты. companies.rbc.ru Манипулятор использует «уколы под видом похвалы», чтобы «жертва» согласилась с его позицией. companies.rbc.ru
- Сравнения с другими. companies.rbc.ru Манипулятор сравнивает с кем-то, чтобы надавить на самооценку и заставить действовать в угоду его интересам. companies.rbc.ru
- Резкое переключение ролей. companies.rbc.ru Манипулятор может внезапно стать агрессивным, а через минуту — жалостливым или доброжелательным. companies.rbc.ru
- Скрытые угрозы. companies.rbc.ru Они звучат завуалированно, чтобы напугать и заставить принять чужие условия. companies.rbc.ru
Также манипулятора могут выдать жесты, которые говорят о неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе. scienceforum.ru