Уровень компетентности школьного психолога в современной образовательной среде можно определить по нескольким критериям, среди которых:
- Владение профессиональными технологиями. 3 Компетентность оценивается по количеству технологий, которыми владеет специалист, и эффективности их использования. 3
- Владение профессионально важными качествами. 4 К ним относятся, например, умение анализировать ситуации в образовательном процессе, выбирать адекватные цели и задачи, использовать теоретические знания в практической деятельности. 4
- Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения. 4 Оценивается организация и результативность психологического просвещения и консультирования, диагностической работы, психопрофилактической и психокоррекционной работы. 4
- Степень включённости психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения. 4 Оценивается реализация поставленных целей и задач, установление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне учреждения. 4
- Востребованность педагога-психолога. 1 Оценивается по итогам отчётной документации, по количеству проведённых видов работы, по мнению детей и педагогов. 1
- Повышение квалификации. 1 Одно из условий развития профессиональной компетентности в образовательной среде — повышение квалификации специалиста, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях и курсах. 14
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог опирается на требования ФГОС образования и Профессионального стандарта, где подробно описаны необходимые трудовые функции соответствующего уровня квалификации по всем направлениям профессиональной деятельности. 1