Для определения уровня словесно-логического мышления у человека можно использовать различные методики и тесты, например:
- Методика «Последовательность событий». 2 Испытуемому предъявляют три сюжетные картинки в неправильной последовательности, на которых изображены этапы какого-либо знакомого действия. 2 Задача — понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. 2
- Методика «Раздели на группы». 2 Исследуют схематическое мышление, выявляют способности к обобщению и выделению общих признаков предметов. 2 Для этого используют отдельные карточки с разными геометрическими фигурами разных цветов. 2
- Тест «Обобщение понятий». 2 Исследуют логичность мышления и владение понятийным аппаратом. 2 Дают задание на обобщение — предлагают «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий. 2
- Тест «Выделение существенных признаков понятий». 5 Исследуют уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения. 5 Используют карточки со словами-понятиями и приложенными к ним другими словами, в большей или меньшей степени связанные с этими понятиями. 5
- Тест «Словесные пропорции». 5 Исследуют уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения. 5 Используют карточки с двумя группами слов. 5 Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определённой аналогии. 5
Для оценки результатов тестов каждый правильный ответ оценивают определённым баллом в зависимости от его сложности. 4 Затем подсчитывают общую сумму баллов и сравнивают её с максимально возможным результатом. 4 В соответствии с этим устанавливают уровень развития словесно-логического мышления: 4
- 100–75 баллов — высокий уровень развития; 4
- 74–50 баллов — средний уровень развития; 4
- 49–25 баллов — низкий уровень развития. 4