Чтобы определить готовность к профессиональному самоопределению в подростковом возрасте, можно использовать следующие критерии: 14
- Когнитивный (познавательный). 1 Подросток должен ответить на вопросы о том, сколько профессий он знает, достаточно ли он знает о привлекающей профессии, знаком ли он с её требованиями, сможет ли развить в себе недостающие профессиональные качества и т. д.. 1
- Мотивационно-ценностный. 1 Подросток должен ответить на вопросы о том, как он относится к выбранной профессиональной карьере, насколько она полезна для общества, сколько он сможет зарабатывать, на чём основан его выбор и т. д.. 1
- Деятельностный. 1 Подросток должен ответить на вопросы о том, готов ли он к личностному и профессиональному развитию в этой сфере, пробовал ли он уже этим заниматься. 1
Также можно предложить подростку следующие рекомендации по профессиональному самоопределению: 3
- Составить список подходящих профессий. 3 Нужно написать все профессии, которые нравятся, интересны, по которым бы хотелось работать, которые подходят. 3
- Составить список требований к выбираемой профессии. 3 В нём могут быть указаны будущий род занятий, жизненные ценности, цели и т. д.. 3
- Определить значимость каждого требования. 3 Нужно выяснить, насколько все перечисленные требования значимы. 3
- Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. 3 Нужно проанализировать, развиты ли профессиональные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 3
- Проанализировать результаты. 3 Нужно подумать, какая профессия из всего списка больше других подходит по всем пунктам. 3
- Проверить результаты. 3 Чтобы убедиться в правильности размышлений, можно обсудить своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 3
- Определить основные практические шаги к успеху. 3 Нужно определить, в каком учебном заведении можно получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности и т. д.. 3
Профессиональное самоопределение является индивидуальным процессом, который определяется спецификой развития каждой отдельной личности, её психологическими способностями, ценностными ориентирами. 5