При первичном психологическом исследовании для оценки внимания и восприятия ребёнка можно использовать различные методики, которые позволяют выявить отдельные свойства этих процессов. 14
Для оценки внимания применяют, например:
- Изучение распределения внимания. 1 Для этого используют методику «Пиктограмма». 1
- Исследование переключения внимания. 1 Для этого применяют методику «Шифровка» (Д. Векслер). 1
- Изучение устойчивости внимания. 1 Для этого используют методики «Пиктограмма» и «Шифровка». 1
- Исследование концентрации внимания. 4 Для этого применяют методику «Перепутанные линии». 4
- Изучение объёма внимания. 4 Для этого используют методику «Крестики». 4
- Определение избирательности и концентрации внимания. 4 Для этого применяют методику «Тест Мюнстерберга». 4
Для оценки восприятия используют, например:
- Анализ процесса восприятия. 1 Для этого применяют методику «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская). 1
- Изучение способности устанавливать причинно-следственные связи. 3 Для этого используют, например, «Истории в картинках» Н. Э. Радлова или «Забавные истории» В. Г. Сутеева. 3
- Изучение способности понимать последовательность событий. 3 Для этого анализируют, верно ли ребёнок выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, понимает ли окружающую героев обстановку. 3
При проведении обследования важно учитывать эмоциональное состояние ребёнка, чтобы он мог «включиться» в диагностику. 1 Также необходимо заинтересовать ребёнка, чтобы он привык к новому помещению и человеку. 1