Дефицит общения со взрослыми, в частности недостаток эмоциональных контактов, негативно влияет на когнитивное и речевое развитие детей в домах ребёнка. 23
Некоторые особенности такого влияния:
- Замедление развития психических процессов. 2 Страдает становление активной речи, замедляется развитие памяти, внимания, воображения, мышления. 2
- Отставание в формировании речи. 3 Активная речь у детей возникает позже, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики, изобилует нарушениями в звукопроизношении. 3
- Временной разрыв между пониманием речи и активным её использованием. 1 У воспитанников дома ребёнка отсутствует внимание, которое есть у детей, воспитывающихся в семейной речевой среде: близкие взрослые поясняют смысл новых слов, положительно реагируют на успехи и достижения ребёнка. 1
Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребёнка со взрослыми, наоборот, способствует переходу к речевому общению. 2
Для преодоления негативных последствий дефицита общения необходима правильная организация коррекционной работы, которая позволяет смягчить, а иногда и вовсе устранить недостатки в развитии. 12