Невербальные средства влияют на восприятие информации следующим образом:
- Дополняют текстовое сообщение, подкрепляя его смысл. 4 Например, фразу «Подайте, пожалуйста, вот эту чашку» дополняет жест, указывающий на предмет, о котором говорится. 4
- Замещают пропущенный речевой элемент. 4 Например, кивок головы вместо словесного ответа «Да». 4
- Предоставляют дополнительную информацию. 4 Определённая интонация или жестикуляция могут существенно изменить значение сказанных слов. 4
- Выражают эмоции. 4 Например, поджатые от обиды губы, приподнятые от удивления брови, сжатые в гневе кулаки, прищуренные от недоверия глаза. 4
- Передают отношение к партнёру коммуникации. 4 Например, широкая улыбка и добродушный тон в случае, если собеседник вызывает положительные эмоции; взгляд и тело, повёрнутые в сторону, в случае если собеседник не нравится. 4
Некоторые примеры невербальных средств:
- Жесты. 1 Махание рукой может означать приветствие или прощание, а показывание определённого направления может указывать на то, куда нужно идти. 1 Кивок головой может подтверждать согласие или понимание. 1
- Мимика. 1 Улыбка может показать доброжелательность и расположение к собеседнику, а мрачное выражение лица может указывать на недовольство или раздражение. 1
- Поза тела. 1 Скрещённые руки и наклоненное тело назад могут говорить о защитной позиции или нежелании участвовать в общении, в то время как прямая осанка и направленное к собеседнику тело могут указывать на интерес и открытость. 1