Несколько советов, которые помогут научиться выражать претензии конструктивно:
- Разделять действие и личность. 12 Критиковать нужно конкретные действия или поступки, а не личность в целом. 2 Например, вместо «Ты всегда делаешь всё неправильно», лучше сказать «В этом конкретном случае, я считаю, что можно было бы сделать по-другому». 2
- Оценивать возможность изменений. 12 Важно спрашивать с человека только то, что он в силах изменить и контролировать. 1 Претензию нужно формулировать чётко, чтобы было понятно, каких изменений ждут. 1
- Высказывать личное мнение. 12 Говорить нужно от себя, используя местоимение «я». 1 Это покажет, что человек готов отвечать за свои слова. 1
- Обращаться к конкретному человеку. 12 Выражая недовольство, не следует допускать прозрачных намёков. 1 Прямое общение — самый эффективный способ решения проблем. 2
- Выражать эмоции, не оценивая другого. 12 Нужно делиться чувствами, которые действительно испытаны. 1 При этом говорить лучше в прошедшем времени, например: «Мне было обидно, когда вы сделали мне замечание в присутствии других». 1
- Не домысливать и не интерпретировать действия другого. 1 В замечаниях важно не приписывать человеку своих представлений о мотивах его поведения, а ограничиться лишь констатацией того, что не понравилось. 1
- Говорить своевременно, уместно, наедине. 1 Такой разговор лучше не откладывать и проводить его по горячим следам, пока ситуация ещё актуальна для обеих сторон. 1
Чтобы научиться выражать претензии конструктивно, важно сохранять вежливость и уважение к другой стороне. 2