Нарушение одного из познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, может негативно сказаться на психическом развитии человека. 12
Некоторые последствия нарушений:
- Сложности с восприятием. 1 Человек испытывает трудности при восприятии, усвоении и выполнении задач, основанных на словесном представлении учебного материала. 1 Сложности в восприятии могут привести к нарушению осмысления логики происходящего, частичному пониманию или полному искажению сути. 1
- Проблемы с памятью. 3 У людей с нарушениями в развитии преобладает кратковременная память над долговременной, наглядная над словесной и механическая над логической. 3 Часто такие люди отвлекаются при заучивании материала, что снижает эффективность запоминания. 3
- Трудности с вниманием. 3 Для людей с нарушениями в развитии характерна отвлекаемость, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. 3
- Проблемы с мышлением. 3 Отличительной чертой мышления людей с нарушениями в развитии является некритичность, невозможность самостоятельно оценить результат своей деятельности, выделить ошибки. 3
- Трудности с воображением. 3 Это обусловлено тем, что знания человека об окружающей действительности недостаточны, фрагментарны, ограничены. 3
Все познавательные процессы взаимосвязаны, и отставание одного из них может повлиять на развитие других свойств и операций. 5