Наблюдение может помочь в изучении психолого-педагогических явлений несколькими способами:
- Получение ценных фактов непосредственно из жизни. 1 Наблюдение позволяет фиксировать события в момент их протекания, а также получать информацию о действиях индивидов вне зависимости от их установок на «желательное», «одобряемое» поведение. 1
- Расширение видения изучаемого явления. 3 Наблюдение способствует выделению значимых ситуаций, что помогает уточнить направления планируемого исследования. 3
- Возможность изучить предмет в его целостности. 5 Наблюдение позволяет воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени, фиксировать все значимые элементы ситуации. 35
- Стимулирование глубокого и творческого мышления. 3 В процессе наблюдения исследователь ставит перед собой вопросы, рассуждает, строит предположения. 1
- Накопление и сохранение информации. 2 Протоколирование и иные способы фиксации результатов наблюдения позволяют накапливать и сохранять информацию, классифицировать её, устанавливать закономерные связи между фактами, делать обобщения. 2
Однако у наблюдения есть и недостатки: метод достаточно субъективен, личностные качества наблюдателя сказываются на его результатах, поэтому они подлежат обязательной перепроверке другими методами. 4