Для определения уровня сформированности коллектива в учебной группе можно использовать разные методы, например:
- Наблюдение. 15 Важно изучить состав группы, её организационную структуру, традиции, содержание деятельности, нормы, ценности, сплочённость и другие стороны жизни коллектива. 1
- Беседы. 15 Можно провести беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, самими учащимися. 1
- Анкетирование. 12 Учащимся предлагают ответить на вопросы, которые помогают выявить степень удовлетворённости различными сторонами жизни коллектива. 2
- Социометрия. 12 Этот метод направлен на изучение межличностных отношений в группе. 2 Он позволяет определить неформальную структуру общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. 2
- Методика А. Н. Лутошкина. 3 Позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько дети удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. 3
- Оценка сплочённости учебной группы. 4 Для этого используют специальные тесты, в которых учащимся предлагают выбрать одно из трёх предлагаемых утверждений, которое, по их мнению, наиболее всего отражает состояние класса. 4
На основе полученных данных можно сделать вывод об уровне развития коллектива и психологическом климате в группе. 1