Чтобы определить лидерскую одарённость у детей и подростков, можно обратить внимание на следующие характеристики:
- Поведение в коллективе. 1 Например, если ребёнок умеет придумать занятие, которое понравится всем, организовать и провести игру, то уже в этом возрасте он способен повести за собой детский коллектив. 1
- Умение отстаивать свою точку зрения. 1 Лидер не боится выражать собственное мнение, даже если оно отличается от того, что думает коллектив. 1 Важно, чтобы ребёнок отстаивал свою позицию спокойно и аргументированно. 1
- Отношение к публичным выступлениям. 1 Лидеры уверенно чувствуют себя на сцене. 1 Более того, зачастую они могут помочь воспитателю или учителю в организации мероприятия. 1
- Способность рассказывать. 1 Лидер говорит красиво, правильно и убедительно. 1 Умение выразительно рассказывать можно наблюдать и в достаточно раннем возрасте. 1
- Участие в решении групповых вопросов. 2 Можно понаблюдать за группой подростков, решающих какой-либо вопрос. 2 К кому больше всего прислушиваются при обсуждении проблемы, с кем быстрее всего соглашаются — это и есть лидер группы. 2
Лидерская одарённость предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию и зачастую яркое чувство юмора. 25