Для диагностики обучаемости у человека можно использовать различные методы и подходы. 24
Во время интервью можно оценить обучаемость собеседника, обсуждая с ним его непосредственный опыт — падения, успехи, сложности, достижения и прочее. 1 Например, можно задать вопросы о том, насколько важно для человека развитие и обучение, что для него развитие, чему он научился за последний год и как применил полученные знания на практике. 1
Также для диагностики обучаемости можно использовать специальные тесты и опросники. 2 Например:
- Тест КОТ В. Н. Бузина (краткий ориентировочный тест) определяет интегральный показатель общих умственных способностей. 2
- Тест Дж. Равена «Стандартные Прогрессивные Матрицы» (СПМ) измеряет полный диапазон умственной способности и применяется для тестирования людей разного возраста, образования, национальности и физического состояния. 2
- Методика П. И. Третьякова для определения уровня обучаемости в школе. 3 Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера, повторяет изученный раздел, необходимый для усвоения новых знаний, объясняет новый материал и показывает образец применения нового материала в аналогичных изменённых ситуациях. 3 Затем учащимся предлагают задания для самостоятельной работы: написать, что они узнали нового, ответить на вопрос по содержанию нового материала, выполнить задание по образцу, в изменённой ситуации и применить полученные знания в новой ситуации. 3
Более детальную диагностику обучаемости с учётом индивидуальных способностей, темперамента и мышления может провести специалист, например, дипломированный психолог. 5