Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершённых заданий. 12
Это явление называют эффектом Зейгарник. 1 Если человеку предлагают серию заданий, одни из которых позволяют довести до конца, а другие прерывают, то впоследствии он почти в два раза чаще вспоминает незавершённые задания, чем завершённые. 12
Объясняется это так: при получении задания у человека появляется потребность его выполнить, которая усиливается в процессе выполнения. 12 Эта потребность полностью реализуется, когда задание выполнено, и остаётся неудовлетворённой, если оно не доведено до конца. 12
Кроме того, разные типы мотивации по-разному влияют на запоминание информации. 3 Например, исследовательская мотивация, связанная с достижением отсроченных целей, лучше способствует запоминанию, чем императивная мотивация, связанная с немедленным достижением цели. 3