Метод парных сравнений в психологических исследованиях предполагает, что каждому члену группы предъявляют заранее подготовленные списки с парами объектов, из которых нужно выбрать предпочитаемые в разных ситуациях. 3 Например, если рассматривают профессии, то у респондента спрашивают, какая профессия ему больше нравится: токарь или пекарь, токарь или лекарь и так далее для всех возможных пар. 5
Метод парных сравнений используется в изучении предпочтений, установок, систем голосования, социального выбора и других аспектов. 2 Например, он лежит в основе методики А. Эдварда по изучению мотивационных тенденций личности. 4
Метод ранжирования в психологических исследованиях требует, чтобы каждый участник расположил всех членов группы в порядке, в каком он их предпочитает в той или иной ситуации. 3 Например, в методике, разработанной М. Рокичем, испытуемым предлагали проранжировать два списка ценностей, располагая их в порядке личной значимости. 4
Таким образом, метод парных сравнений позволяет получить данные об оценке объектов, а метод ранжирования — о предпочтениях участников исследования.