В подростковом возрасте происходят количественные и качественные изменения когнитивных способностей. infourok.ru
Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребёнок младшего школьного возраста. cyberleninka.ru
Качественные изменения связаны с видоизменением структуры мыслительных процессов. infourok.ru Некоторые из них:
- Развитие мышления. cyberleninka.ru Подросток способен легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно. cyberleninka.ru Появляется способность к дедукции, теоретическому мышлению, формируется система логических высказываний. core.ac.uk
- Развитие памяти. infourok.ru Объём памяти увеличивается, в основном, с помощью логического осмысления материала. core.ac.uk Становится доступным запоминание абстрактного материала. psyjournals.ru
- Развитие внимания. cyberleninka.ru Нарастает умение организовывать и контролировать своё внимание, процессы памяти, управлять ими. cyberleninka.ru
- Развитие воображения. cyberleninka.ru Воображение выступает мощным фактором развития творчества, креативности личности подростка и проявляется в том, что он пишет стихи, рисует, фантазирует. cyberleninka.ru
- Развитие речи. infourok.ru Монологическая речь подростка приобретает способности самостоятельной подготовки устных выступлений, ведения рассуждений, высказывания и аргументации мыслей. infourok.ru
Учёные отмечают, что развитие когнитивных процессов у подростков достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. cyberleninka.ru