Восприятие пирамиды Маслоу менялось на протяжении времени. 18
Изначально сам Маслоу не представлял свою иерархию потребностей в виде пирамиды. 18 Этот образ возник при попытках интерпретировать и адаптировать теорию к сфере бизнеса. 8 Например, в книге Кейта Дэвиса «Человеческие отношения в бизнесе» иерархия была представлена в виде лестницы, по которой перемещается работник, поднимаясь с рядовых до руководящих позиций. 1
В 1960 году психолог Чарльз МакДермид придумал пирамиду Маслоу, чтобы адаптировать теорию для бизнеса. 14 Он использовал её для исследования мотивации сотрудников и добился повышения мотивации и производительности. 4 После этого теория Маслоу стала активно использоваться не только в психологии, но и в профессиональной сфере. 4
К 1970-м годам сам Маслоу отказался от жёсткой иерархии. 8 Он признал, что в большинстве действий люди руководствуются больше чем одним мотивом, то есть человеческие поступки направлены на удовлетворение сразу многих потребностей. 8 Также психолог уточнил, что приоритеты потребностей могут меняться в зависимости, например, от образа жизни человека. 8
Современные исследователи пришли к выводу, что хотя у людей действительно есть универсальные потребности, они не подчинены иерархии, а реализовываются независимо друг от друга. 8 То есть самоактуализация и хорошие отношения с другими людьми могут быть важны и без закрытия базовых — физиологических — нужд. 8
Ещё одной причиной критики пирамиды Маслоу выступает актуальность потребностей, приведённых в классической теории. 1 Например, в 2010 году группа исследователей эволюционной психологии предложила видоизменить верхушку пирамиды и считать наивысшими потребностями поиск партнёра, удержание партнёра и воспитание детей. 1
Несмотря на критику, теория Маслоу остаётся популярной. 1 Иерархическая модель потребностей была сформулирована достаточно ясно и понятно, она легко воспринимается и отражает главные мотивы и стремления людей. 1