Восприятие лжи меняется на разных этапах развития человека, например:
- До определённого возраста (до 5–6 лет) дошкольники прибегают ко лжи без чёткого понимания, что нарушают морально-нравственные нормы. 1 Ребёнок ещё не способен обманывать самостоятельно из-за слишком узкого кругозора: он недостаточно знает о мире и не умеет выражать свои мысли. 3
- С 4 и до 8 лет ребёнок считает ложью любую неправду. 1 К 7–9 годам исследователи отмечают совершенствование способности распознавать ложь, учитывая намерения человека. 1
- В подростковом возрасте ложь постепенно встраивается в морально-нравственный и ценностный контекст, ребёнок начинает осознавать ответственность за свою нечестность. 1 К 11–12 годам появляется амбивалентное отношение ко лжи: дети уже не расценивают её как абсолютное зло, ложность сообщения или действия оценивается через призму сопутствующих обстоятельств. 1
- С возрастом понимание лжи как социально опасного явления увеличивается. 2 Ложь может отражать актуальные для человека переживания и страхи, помогая справиться с неудовлетворённостью или достичь определённой цели. 1
На восприятие лжи влияют и другие факторы, например особенности воспитания, семейная обстановка, взаимоотношения с учителями и сверстниками. 1