Ведущая деятельность ребёнка меняется в процессе взросления, при этом возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. 3
Некоторые этапы взросления и характер ведущей деятельности:
- Младенчество (0–1 год). 4 Ведущей является сенсомоторная активность: ребёнок познаёт мир через прикосновения, движения, зрительные и слуховые ощущения. 4
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет). 1 Ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребёнок овладевает формой человеческого общения между людьми и общественно выработанными способами употребления окружающих вещей. 1
- Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет). 1 Ведущей деятельностью становится игровая, а именно сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребёнок осваивает нормы, правила, навыки взаимодействия и моральные ориентиры. 14
- Младший школьный возраст (от 6 до 10–11 лет). 1 Ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. 1
- Подростковый возраст (от 10–11 до 15 лет). 1 Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками и участие в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.). 1
- Старший школьный возраст (15–17 лет). 1 Ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение для выбора профессии и выработки ценностных ориентаций. 1
Таким образом, с возрастом на первый план выходят одни виды деятельности, а другие отодвигаются на второй план, меняется их иерархия в качестве ведущих. 3