В переходном возрасте (11(12)-15(16) лет) происходит существенная перестройка мотивации учения. 1 Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. 3
Некоторые особенности изменения отношения подростков к учёбе:
- Снижение интереса к учёбе. 34 Стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношении к школе. 4
- Появление новых мотивов учения. 2 Они связаны с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. 2 Учение для многих подростков приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. 2
- Влияние мнения сверстников. 1 Основным стимулом является признание среди одноклассников и друзей. 1 Подросток готов на многое, чтобы соответствовать и иметь высокий статус среди одноклассников. 1
- Влияние семейной обстановки. 5 Чрезмерный контроль со стороны родителей может привести к противоположному эффекту — полному отказу от учёбы как форме протеста. 5
Как правило, личностные изменения стабилизируются к 15–17 годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям. 4