Мотивация поведения ребёнка существенно изменяется на протяжении дошкольного возраста. 12 В раннем возрасте преобладают биологические потребности, на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. 13
Некоторые изменения мотивации:
- Появление игровых мотивов. 1 Интерес к самому процессу игры переплетается со стремлением действовать как взрослый. 1 Любое дело ребёнок может превратить в игру. 1
- Развитие мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений. 13 Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов поведения ребёнка. 13
- Формирование познавательных мотивов. 25 В старшем дошкольном возрасте ребёнок ориентирует свою деятельность на усвоение содержания учебной дисциплины. 5 Эти мотивы способствуют усвоению новых знаний и способов их получения. 5
- Появление соревновательных мотивов. 12 Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует возникновению стремления выиграть, быть первым. 12
- Развитие нравственных мотивов. 14 Среди них всё большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. 14
- Развитие мотивов самолюбия, самоутверждения. 13 Это помогает ребёнку отделить себя от других людей, выработать отношение к взрослому как к образцу поведения. 3
Кроме того, между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребёнка, чем другие. 13