В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характер общения ребёнка со взрослым меняется следующим образом: ведущая деятельность ребёнка смещается с эмоционального общения на предметно-практическую деятельность, что влияет на характер общения со взрослыми. 5
Некоторые особенности:
- Появляется потребность в сотрудничестве. 2 Ребёнок и взрослый вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. 2 Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребёнком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. 2
- На центральное место среди всех мотивов общения для ребёнка выдвигается деловой мотив. 3 Малыш проявляет огромный интерес к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действиям и вовлекать в свои занятия. 3
- Развиваются новые средства общения, основным из которых является речь. 3 В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым. 3
- Ребёнок становится чувствительным к оценке взрослого. 1 Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребёнка и оказывает существенное влияние на его деятельность. 1