При переходе от дошкольного возраста к подростковому динамика общения меняется, в частности, в следующих направлениях:
- Изменяется значимость взрослого как объекта общения. 1 Для дошкольников взрослый — это объект уважительного отношения, с которым общение имеет познавательный смысл. 1 Для детей 5–7 лет взрослый — это старший друг, от которого дети ожидают переживания и взаимопонимания. 1 В подростковом возрасте общение со взрослыми начинает формироваться под воздействием чувства взрослости: подростки начинают проявлять противодействие по отношению к прежде исполняемым требованиям со стороны взрослых, инициативнее отстаивать собственные права на самостоятельность. 1
- Возрастает важность общения со сверстниками. 14 Основным мотивом поведения подростка становится стремление отыскать собственное место среди сверстников. 1 Оценки друзей начинают получать больший смысл, чем оценки преподавателей и других значимых взрослых. 1
- Меняется содержание общения. 4 Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности. 4
- Расширяется круг общения. 4 У подростков появляется много знакомых, и образуются неформальные группы или компании. 4 Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. 4