Лев Выготский объяснял соотношение мышления и речи следующим образом:
- Мышление и речь имеют разные генетические корни. 2 Развитие этих процессов идёт по двум различным линиям. 2
- В раннем возрасте (примерно 2 года) линии развития мышления и речи, шедшие раздельно, совпадают. 2 Тогда речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. 2
- Единицы мысли и речи не совпадают. 2 Не всегда можно подобрать слова для выражения своей мысли, так как строение мысли отлично от строения слов. 2 Мысль охватывает предмет целиком, а слова — отдельные параметры предмета. 2
- Мысль не совпадает ни со словом, ни с его значением, но путь от мысли к слову лежит через значение. 2
В качестве основания единства мышления и речи Выготский предлагал рассматривать воображение. 1 Он подчёркивал, что воображение есть уже в первых словах ребёнка, и связывал его с мышлением: при решении мыслительных задач большое значение имеет воображение. 1