Лев Выготский объяснял соотношение мышления и речи следующим образом:
- Мышление и речь имеют разные генетические корни. infourok.ru Развитие этих процессов идёт по двум различным линиям. infourok.ru
- В раннем возрасте (примерно 2 года) линии развития мышления и речи, шедшие раздельно, совпадают. infourok.ru Тогда речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. infourok.ru
- Единицы мысли и речи не совпадают. infourok.ru Не всегда можно подобрать слова для выражения своей мысли, так как строение мысли отлично от строения слов. infourok.ru Мысль охватывает предмет целиком, а слова — отдельные параметры предмета. infourok.ru
- Мысль не совпадает ни со словом, ни с его значением, но путь от мысли к слову лежит через значение. infourok.ru
В качестве основания единства мышления и речи Выготский предлагал рассматривать воображение. spravochnick.ru Он подчёркивал, что воображение есть уже в первых словах ребёнка, и связывал его с мышлением: при решении мыслительных задач большое значение имеет воображение. spravochnick.ru