Л. С. Выготский рассматривал социальный генезис высших психических функций как их формирование в процессе предметной деятельности и в общении. 3
Учёный выдвинул положение, что каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: 2
Например, логическое размышление возникает не раньше, чем в детском коллективе возникает спор; волевые процессы развиваются из подчинения правилам поведения коллектива, например, в игре; речь из внешней как средства сообщения превращается во внутреннюю как средство мышления. 3
Также Выготский отмечал, что развитие психических способностей идёт не по типу «эволюции по чистым линиям» (когда то или иное свойство постепенно совершенствуется само по себе), а по типу «эволюции по смешанным линиям», то есть по типу создания новых, опосредствованных структур психических процессов и новых «межфункциональных» отношений, направленных на осуществление прежних задач новыми способами. 3