Культурно-исторический подход помогает в изучении развития личности, позволяя рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития. 2
Некоторые аспекты, в которых помогает этот подход:
- Понимание процесса интериоризации. 34 Культурно-историческая теория объясняет, как психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). 34 Например, механическая память становится логической, импульсивное действие — произвольным, ассоциативные представления — целенаправленным мышлением и творческим воображением. 34
- Выявление «зоны ближайшего развития». 1 Это положение культурно-исторической теории важно для теории обучения: в этот период происходит переструктурирование психической функции ребёнка под влиянием совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. 1
- Представление о развитии как о стадиальном процессе. 2 Культурно-историческая теория предполагает, что периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса: это этап слома или переосмысления старого багажа и формирования нового способа жизни. 2
- Учёт влияния культуры. 35 В этом подходе культура предстаёт как ведущая линия социализации человека, как фактор, который определяет взаимосвязь человека и общества, формируя сознание и самосознание, личностную активность. 35
Таким образом, культурно-исторический подход позволяет рассматривать развитие личности через призму социальной среды и исторического контекста, что даёт более глубокое понимание этого процесса.