Кризис трёх лет влияет на развитие самосознания у детей следующим образом:
- Пробуждается видовое самосознание. 24 Ребёнок начинает осознавать себя как человеческое существо, при этом самосознание носит диффузный характер и не имеет чётких дифференциаций, например, половой сферы или социальных ролей. 24
- Появляется «система-Я». 3 В психике ребёнка возникают знания о себе и отношение к себе, что даёт мощный толчок развитию самосознания. 3
- Формируется «личное действие». 3 У ребёнка возникает желание действовать не совместно с взрослым, а по собственному усмотрению. 3
- Появляется первичная самооценка. 1 Ребёнок осознаёт не только своё «я», но и то, что «я хороший», «я очень хороший». 1
- Ребёнок учится осознавать своё место в обществе и в мире. 5 Он пытается принимать собственные решения, прощупывать границы дозволенного, отстаивать свою точку зрения. 5
Таким образом, кризис трёх лет способствует развитию самостоятельности, чувства собственного достоинства и гордости за свои результаты у ребёнка. 3