Кризис семи лет влияет на формирование самооценки у детей, так как в этот период происходит переоценка ценностей и ребёнок сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. 4
Некоторые особенности влияния кризиса на самооценку:
- Появление умения обобщать информацию о себе самом и своих умениях. 5 Например, если дошкольник рисует для своего удовольствия, то школьник уже анализирует результаты труда. 5 Каждый раз получая «некрасивый» рисунок, он делает вывод о том, что рисование — это не его сильная сторона, и бросает занятие. 5
- Формирование устойчивого эмоционального комплекса. 1 Цепь неудач или успехов (в учёбе, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребёнком, приводит к формированию устойчивого эмоционального комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорблённого самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. 1
- Необходимость быстро взрослеть. 4 Ребенку приходится быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. 4
Для развития адекватной самооценки необходимо создание атмосферы поддержки. 3 Важно, чтобы детям не просто ставилась оценка, но и давались соответствующие пояснения, оценивали их работу, а не личность, не сравнивали детей между собой, а ориентировали на личные достижения. 3